Тестирование Intel Core Ultra 9 285K для LGA1851

Тестирование процессора Intel Core Ultra 9 285K (Arrow Lake) для платформы LGA1851 

Серия Core Ultra 200S открыла новую эпоху процессоров Intel для настольных ПК. Долгие годы процессоры Intel такой специализации имели традиционный монолитный дизайн, но именно решения Arrow Lake изменили это, и теперь чипы нового поколения состоят из нескольких кристаллов-плиток, которые объединены на одной подложке и образуют чип целиком. Это похоже на чиплетный дизайн процессоров AMD Ryzen, но у Intel вариант даже более сложный, так как все кристаллы разные, в отличие от чиплетов AMD, где вычислительные ядра просто отделены от контроллеров памяти и других блоков ввода-вывода, а разных типов плиток два. Конкурент соединяет свои чиплеты при помощи Infinity Fabric, а Intel использует технологию Foveros и дополнительный интерпозер, обеспечивающий энергоэффективное решение для связи кристаллов процессора.


Что касается архитектуры вычислительных ядер, то E-ядра и P-ядра (Skymont и Lion Cove соответственно) получили немало изменений, позволивших повысить производительность на такт, чтобы скомпенсировать отказ от технологии одновременной многопоточности Hyper-Threading. Она уже не один десяток лет использовалась для удвоения числа обсчитываемых процессором потоков, но со временем вскрылись проблемы с безопасностью данных, а также недостатки реализации многопоточности для некоторых нагрузок, в результате которых они работают хуже с включенным HT. При этом на реализацию многопоточности в железе уходит часть кристалла, и в Intel решили добиться роста производительности Arrow Lake другим путем — улучшением E-ядер почти до возможностей P-ядер при помощи улучшения показателя производительности на такт и доступа всех ядер к общему L3-кэшу.

Перед тем, как переходить к выводам о производительности, важно дополнительно отметить, что мы пока что не тестировали рассматриваемый процессор с очень быстрой новой памятью CUDIMM, а используем относительно медленную память DDR5-5200 и DDR5-6000, которая была выбрана несколько лет назад для обеспечения равных условий всех платформ AMD и Intel. Тогда это было оправдано, да и сейчас вполне нормально, но нужно учитывать, что память DDR5 уже шагнула вперед, и процессоры Arrow Lake предлагают поддержку памяти со скоростями выше 8000-9000 MT/с, чем не может отличиться платформа AMD, по сути зависшая на скоростях 6000-6400 MT/с. При более высоких частотах AMD придется изменить соотношение частот контроллера и памяти, что повышает задержки. На процессорах Arrow Lake же повышать делитель нужно только при частоте выше 8800 MT/с, и платформа Intel лучше масштабируется по скорости памяти. Вероятно, мы сделаем отдельное исследование влияния частоты памяти, а пока что нужно просто держать в голове, что Core Ultra 9 285K способен на большее.

Итак, новая архитектура P- и E-ядер принесла значимые улучшения, но достаточны ли они, чтобы компенсировать неоднозначные изменения в строении чипа и отказ от HT? В среднем Core Ultra 9 285K обеспечивает производительность в приложениях чуть выше, чем Core i9-14900K — порядка 8% по нашим тестам. Это не слишком впечатляет, но ведь и флагманский процессор AMD Ryzen 9 9950X где-то совсем недалеко. А если посмотреть на отдельные тесты, то среди них есть и те, в которых Arrow Lake побеждает. Но в других приложениях новый процессор далек от первых мест, и это связано, скорее всего, или с отказом от многопоточности, или с проблемами планировки потоков по ядрам разных типов, переключениями между ними с увеличением задержек и т. д. В пользу последнего говорит и то, что такое поведение чаще заметно при легкой и средней нагрузке на CPU, а самые тяжелые нагрузки раскрывают всю мощь новых ядер даже при условии отказа от одновременной многопоточности. Также интересно, что производительность Core Ultra 9 285K хорошо сбалансирована именно с учетом установленного основного лимита энергопотребления в 125 Вт, и повышение энергопотребления не приводит к существенной прибавке в результатах, лимиты мощности практически не ограничивают производительность нового флагмана.

Так что по производительности в ПО, особенно с учетом сниженного лимита энергопотребления, Core Ultra 9 285K выступил достаточно неплохо, однопоточная и многопоточная производительность нового флагманского процессора хороши. Хотя пропускная способность контроллера памяти по сравнению с Raptor Lake немного снизилась, а задержки увеличились из-за многокристального дизайна, это довольно редко сказывается на итоговой производительности существенно. К сожалению, игры входят в список ПО, особенно чувствительного к высоким задержкам, именно поэтому в игровых приложениях мы получили значительный разброс и непонятные просадки производительности в некоторых проектах. Есть игры вроде стратегий, которые задействуют как можно большее количество ядер, и в них задержки не слишком критичны, но есть и такие проекты, производительность в которых зависит почти только от скорости вычислений пары-тройки основных ядер, и вот тут возникают проблемы из-за возросших задержек.

Увы, сравнительная производительность новинки в игровых приложениях не слишком хороша, причем больше всего расстраивает нестабильность и неожиданность сравнительных результатов. Слабые стороны Arrow Lake оголяются именно в играх, и причины этого не полностью понятны. В зависимости от игры, флагманское решение Arrow Lake может как быть одним из быстрейших CPU, так и отставать от всех процессоров топового сегмента. И это странно, ведь новые P-ядра лишены поддержки технологии Hyper-Threading, которая скорее ухудшает производительность, а сниженное количество потоков не ограничивает производительность в играх. Да, процессор не достигает таких же высоких тактовых частот, как и Raptor Lake, но причина вряд ли только в этом, ведь однопоточная производительность в другом ПО довольно высока. Мы так и не знаем, с чем связано такое поведение в играх, но вероятнее всего, проблемы связаны с коммуникацией между кристаллами — вычислительной плиткой и контроллером памяти в плитке SoC, а также вероятным неоптимальным планированием нагрузок между ядрами различного назначения. Есть мнение, высказанное специалистами самой Intel, что как минимум часть задержек они смогут снизить, выпустив новые версии микрокода, и мы очень надеемся, что они правы и в декабре проблема будет решена хотя бы частично.

Ну а пока по сравнению с лучшим представителем предыдущего поколения Core i9-14900K новый процессор Core Ultra 9 285K более чем на 10% медленнее в разрешении Full HD, а лучшие процессоры AMD предлагают еще бо́льшую производительность в случае игровых X3D-процессоров. Даже если не учитывать уже вышедший Ryzen 7 9800X3D, обзор которого вскоре выйдет, тот же 7800X3D подойдет для игр заметно лучше. Но нужно учитывать, что и 10% разницы в частоте кадров практически неощутимы на практике, ведь обычно играют при куда менее CPU-ограниченных настройках, а в разрешении 2560×1440 при ультра-настройках разница между флагманами двух поколений составила уже всего 3%. Так что для игр подойдут практически все современные процессоры, начиная с уровня Ryzen 5 и Core i5.

Куда интереснее ситуация со встроенным графическим ядром: у серии Core Ultra 200S используется улучшенный вариант GPU, основанный на более современной архитектуре и куда более производительный по сравнению с тем, что мы видели в настольных процессорах Intel предыдущих поколений. По средней производительности он более чем вдвое превосходит встроенный GPU в Raptor Lake и почти достигает уровня Ryzen 5 8500G. И хотя комфортно и полноценно играть на встроенной графике в топовые игры вряд ли получится, сравнительно старые и «легкие» игры на таком ПК без внешней видеокарты пойдут со свистом. Немало не самых требовательных игр будут вполне плавно работать даже в разрешении Full HD при минимальных, а то и средних настройках. Также новая графика обеспечивает хорошие возможности аппаратного ускорения декодирования и кодирования видеоданных с широкой поддержкой кодеков. Про типичные домашние и офисные применения, вроде интернет-браузеров, офисных пакетов и прочего, даже и не говорим.

Так как одной из главных целей выпуска процессоров с тайловой организацией и продвинутыми техпроцессами было улучшение энергоэффективности, то отдельно нужно поговорить об уровне энергопотребления. По сравнению с Core i9-14900K он снизился значительно, и цель Intel во многом была достигнута. Да, максимальные уровни потребления у этих флагманов отличаются не слишком сильно, но Core Ultra 9 285K быстро снижает уровень потребления до PL1 и в среднем требует гораздо меньше энергии. Среднее энергопотребление нового процессора где-то на 30% ниже, чем у его предшественника (при установленных компанией Intel параметрах). В играх ситуация даже еще более позитивная, энергопотребление в паре флагманов снизилось еще больше — со 172 Вт до 100 Вт в нашем тесте. По сравнению с «обычными» процессорами AMD потребление стало куда ближе к сопоставимым по скорости Zen 5, но «игровые» X3D-версии остаются всё же более подходящим выбором для игр. Даже старый Ryzen 7 7800X3D потребляет почти вдвое меньше энергии, обеспечивая при этом бо́льшую производительность. И это при разнице в техпроцессах в пользу решения Intel.

Соответственно изменились и требования к охлаждению процессора, которые для флагманов Intel были довольно высокими. Из-за резкого улучшения энергоэффективности нового процессора его тепловыделение также снизилось, и тепло не так сконцентрировано в одном месте на крышке, поскольку наиболее горячие P-ядра в нем рассредоточены на большей площади. Охладить Core Ultra 9 285K можно даже при использовании хорошего воздушного кулера, предназначенного для производительных CPU. В пользу решений Intel работает и повышенный до 105 °C температурный предел (по сравнению с 95 °C у AMD), поэтому поддерживать рабочую температуру для Intel куда проще — даже несмотря на большее энергопотребление по сравнению с теми же X3D. Но мы бы всё же советовали использование жидкостной системы охлаждения для топовых CPU, особенно если вы планируете их разгонять. К слову о разгоне: технически он весьма прост, Intel даже предлагает какие-то новые настройки, но без использования спецсредств вроде экстремального охлаждения разница в скорости получается не слишком большой. Тут стоит учесть еще и новые параметры скорости соединений между кристаллами (D2D — die-to-die, и NGU — Next Generation Uncore), кольцевой шины и всё, что связано с производительностью памяти. Простое повышение множителя CPU давно уже не приводит к особым результатам, так как топовые решения и так фабрично разогнаны до близких к максимальным возможностям.

Так как вместе с процессорами Arrow Lake была представлена и новая платформа с новым процессорным разъемом, чипсетом и системными платами, то нужно поговорить и о них. Среди плюсов — достаток скоростных линий PCIe (теперь можно использовать SSD с интерфейсом PCIe 5.0 без ущерба слоту дискретной графики), а также все современные версии USB, Wi-Fi и Thunderbolt. Но есть и шероховатости и даже минусы. Среди первых — странности и непонятности в прошивках BIOS, со стабильностью работы системы и совместимостью с памятью (модули CUDIMM могут улучшить ситуацию). Среди вторых — плохая работа Windows 11 версии 24H2 с такими процессорами, а также некоторые проблемы с драйверами и даже нестабильность работы при одновременно активных дискретной и встроенной графике. Ситуация похожа на то, что было с первым поколением AMD Ryzen, и это понятно — детские болезни у новой платформы всегда будут. Есть и уверенность в том, что все они вскоре решатся, однако пока платформа выглядит довольно сырой и подходит скорее для энтузиастов, которым интересно всё новое, чем для типичного массового пользователя.

Из дополнительных фишек новых CPU семейства Arrow Lake отметим наличие в них нейропроцессора NPU, который ускоряет ИИ-операции локально. Это до сих пор используется нечасто, большинство таких приложений или являются облачными, или используют ресурсы CPU с GPU. Но NPU имеет свои плюсы и выглядит довольно перспективно, учитывая высокую энергоэффективность — в разы лучше, чем у универсальных вычислительных устройств, что подтвердили и наши тесты. Впрочем, в случае настольных ПК уровень вычислительной мощности CPU и GPU настолько велик, что NPU придется догонять их еще долго, так что сейчас наличие NPU не дает особых преимуществ. В будущем это может измениться.

Осталось поговорить о цене нового флагмана Intel и сравнить его с конкурентами по соотношению цены и производительности. Компания Intel выпустила Core Ultra 9 285K по той же рекомендуемой цене, что была у флагмана предыдущего поколения. С одной стороны, с учетом инфляции и постоянного роста цен на всё вокруг, это хорошо, но с другой — уже сейчас слишком дорого, если сравнить с тем же предыдущим флагманом Core i9-14900K. На данный момент, с учетом всех недостатков и недоработок новой платформы Arrow Lake, новый процессор сложно порекомендовать к покупке обычным пользователям, ведь у него нет преимущества ни по чистой цене, ни по соотношению с производительностью. У Core Ultra 9 285K есть свои плюсы, и некоторое ПО работает на нем очень хорошо, но в среднем он не имеет явного превосходства над предыдущим флагманом. Про игроков и речь не идет, для них Core Ultra 9 285K категорически противопоказан — на рынке есть процессоры и дешевле, и быстрее, и даже если по какой-то странной причине хочется именно Arrow Lake, то лучше купить более дешевый вариант Core Ultra 7 265K, у него всего на четыре E-ядра меньше и частоты чуть ниже — в играх разницу не заметите, а в цене она полуторакратная!

Ситуация в целом чем-то схожа с тем, что было у процессоров AMD на базе архитектуры Zen 5: они продаются не слишком хорошо потому, что не имеют значимых преимуществ перед Zen 4, которые дешевле, поэтому сразу же пришлось скидывать цены. Вот и флагманский Core Ultra 9 285K явно не стоит того, что за него просят, особенно учитывая все нюансы новой платформы: ведь, в отличие от Zen 5, при апгрейде придется менять еще и системную плату, а платы на топовом чипсете стоят очень недешево. Большинству пользователей стоит как минимум подождать несколько месяцев, пока Intel исправит недостатки новой платформы и выпустит более вменяемые по цене процессоры. Флагманские CPU явно не для всех, особенно с новой платформой и в начале продаж — это для редких фанатов, желающих прикоснуться к новинкам. Тем более, что с учетом отмены Meteor Lake для LGA1851, процессоры Arrow Lake могут стать чуть ли не единственным поколением процессоров для этой платформы. Ну, может, она получит обновление Arrow Lake Refresh, но к долгоживущим платформам явно не относится, и тут решения AMD имеют явное преимущество — их поддержка обещана на несколько лет вперед.

Так что сейчас лучше обратить внимание на процессоры AMD — для игр подойдет или новый Ryzen 7 9800X3D, обзор которого вскоре последует, или даже Ryzen 7 7800X3D, который даст не меньшую скорость при куда меньших потреблении и цене. Ну а от Intel мы ждем в новом году уже обычные процессоры Arrow Lake, не K-серии, с более низкими энергопотреблением и ценой. И очень надеемся, что платформу к тому времени уже оптимизируют и решат проблемы в играх, а Microsoft решит проблемы Windows 11 24H2. И еще очень бы хотелось снижения цен на всё это, потому что пока массовый пользователь не видит плюсов в приобретении новых решений AMD и Intel, и это понятно. Но почему мы вообще не советуем покупать Core Ultra 9 285K, разве это плохой процессор? Нет конечно, он очень интересен технически: тайловая организация, использование разных техпроцессов, возможности масштабирования памяти DDR5 и особенности новых P- и E-ядер весьма интересны, и мы продолжим всё это исследовать. Новое семейство в принципе открывает перед Intel соответствующие перспективы и возможности, закладывая фундамент новой архитектуры для новых поколений процессоров. Но пользователям-то за одну эту перспективу переплачивать нет смысла, преимуществ у новой линейки перед предыдущим поколением явно недостаточно. Тем более, что сочетание топового процессора Arrow Lake и системной платы соответствующего ему уровня станет весьма дорогим удовольствием, и такая покупка не кажется оправданной практически ни в одном случае. Хотя чисто технически процессор получился весьма интересным, повторимся. Читать полностью на iXBT.com.