Обзор видеоускорителя Nvidia GeForce RTX 4090 (24 ГБ)

Nvidia GeForce RTX 4090 (24 ГБ) — безусловный лидер в мире игровой 3D-графики для ПК, флагманское решение на базе последнего поколения GPU Nvidia на сегодня.

 Обзор видеоускорителя Nvidia GeForce RTX 4090 (24 ГБ) на примере карты Palit GeForce RTX 4090 GameRock OC

GeForce RTX 4090 имеет GPU с просто фантастическим количеством активных вычислительных блоков, включая текстурные, тензорные и RT-ядра. Как и у GeForce RTX 3090/Ti, изюминкой нового ускорителя является поддержка разрешения 8К, поскольку GeForce RTX 4090 уже обладает достаточной производительностью, чтобы некоторые игры с использованием DLSS обеспечивали игроку нормальный комфорт на максимальных настройках графики в 8К (а когда в игры внедрят поддержку DLSS 3, комфорт станет еще выше). Объем памяти в 24 ГБ позволяет свободно хранить необходимые текстуры и данные даже для столь высокого разрешения. Наши тесты показали, что у RTX 4090 к тому же заметно повышена эффективность блоков трассировки лучей, обновлены тензорные ядра, так что чем больше та или иная игра использует возможности RT, тем заметнее будут эффективность и превосходство RTX 4090. Что касается вопроса о том, что у RTX 3090 Ti и RTX 4090 одинаковая пропускная способность памяти, и при этом GPU разительно отличаются по количеству тех или иных блоков (не станет ли ПСП бутылочным горлышком для RTX 4090?) — здесь можно смело сказать, что с учетом сильно увеличенного кеша в самом ядре влияние ПСП на RTX 4090 не так велико, как у RTX 3090 Ti. Во всяком случае, до разрешения 4К включительно. А вот в разрешении 8К ПСП уже может стать ограничивающим фактором в ряде игр, но детально мы поговорим об этом в отдельном материале.


Возможности исполнительных блоков в новой архитектуре Ada Lovelace были серьезно улучшены, особенно это касается аппаратной трассировки лучей. Само определение пересечений луча и треугольника в третьем поколении RT-ядер было ускорено вдвое, но еще интереснее дополнительные аппаратные блоки в RT-ядрах: Opacity Micromap Engine, ускоряющий обработку полупрозрачных объектов, вроде языков пламени и листьев, и Displaced Micro-Mesh Engine, способный снизить время построения структур BVH и сократить требования к объему геометрических данных для очень сложных объектов. Еще одна важная новая возможность — переупорядочивание выполнения шейдеров при трассировке лучей — Shader Execution Reordering. Специальный планировщик способен на лету оптимизировать загрузку вычислительных блоков мультипроцессора SM, что потенциально может обеспечить двух-трехкратное ускорение для многих алгоритмов трассировки лучей.

Отдельно стоит упомянуть и новую версию DLSS 3, использующую ускоритель оптического потока Optical Flow Accelerator, улучшенный в архитектуре Ada Lovelace. DLSS 3 использует как масштабирование разрешения из DLSS 2, так и удвоение частоты кадров при помощи вставки промежуточных, используя поле оптического потока. Данные из него комбинируются с векторами движения, и искусственный интеллект при помощи тензорных ядер генерирует промежуточные кадры — чтобы видеоряд был плавнее. А для того чтобы задержки при этом не слишком увеличивались, используется известная технология компании Reflex. В результате игрок может получить вдвое больше кадров в секунду при визуальном качестве, сравнимом с DLSS 2.

Также мы помним, что GeForce RTX 4090 (как и GeForce RTX 3090/Ti) нацелен не только на игровой сегмент, но и на использование в профессиональной сфере — например, для 3D-моделирования. И еще тестируя GeForce RTX 3090, мы убедились, что объем памяти в 24 ГБ позволяет этому ускорителю легко работать с высококачественными, очень сложными моделями, тогда как на GeForce RTX 3080/Ti реализация тех же сценариев может приводить к падению программы или вызывать ошибку нехватки памяти. Так что GeForce RTX 4090 — это одновременно и самое быстрое на сегодня игровое решение, и очень мощное полупрофессиональное.

Выпуск поколения RTX 40 был запланирован еще на конец лета, однако падение спроса со стороны майнеров, а также чрезмерно большое количество запасов карт поколения RTX 30 (дефицит закончился, теперь маятник традиционно качнулся в иную крайность) вынудили Nvidia отложить запуск нового поколения. Тем не менее, новинки уже вышли и RTX 4090 уже завоевал высокую популярность, несмотря на высокую стоимость.

Конкретная протестированная нами карта Palit GeForce RTX 4090 GameRock OC (24 ГБ) — это исключительно мощное решение для энтузиастов, желающих играть в очень высоких разрешениях при максимальных настройках графики, причем без компромиссов. Разгонный потенциал позволяет еще сильнее повысить комфорт в тяжелых игровых режимах. Это одна из самых длинных видеокарт, которые когда-либо выпускались, ее 33 см влезут далеко не в каждый корпус. При этом видеокарта еще и очень толстая, она занимает 4 слота в корпусе, что надо учитывать при планировании апгрейда своего ПК. В комплекте поставки есть поддерживающий штатив с опорой на дно корпуса, поэтому за прогибание карты в системном блоке можно не волноваться (к тому же жесткая рама в конструкции самой карты помогает ей не провисать даже без опоры).

Система охлаждения тихая в обоих режимах BIOS. Карта может потреблять до 475 Вт (теоретически до 500 Вт в BIOS P), она требует четыре 8-контактных разъема питания (которые подключаются к прилагаемому переходнику на 16-контактный разъем на самой плате), так что наличие мощного БП обязательно! Особо надо отметить, что такой переходник питания ни в коем случае нельзя изгибать непосредственно после 16-контактного разъема

А еще лучше заиметь современный БП ATX 3.0 с наличием отдельного кабеля для подключения питания к таким картам напрямую. Конечно же, требуется хорошо продуваемый корпус, поскольку почти весь нагретый воздух видеокарта оставляет внутри системного блока.

Производитель декларирует наличие 3-летней гарантии на эту карту.

Отметим еще раз, что GeForce RTX 4090 отлично подходит для игры в разрешении 4К с максимальным качеством графики с трассировкой лучей даже без DLSS, а также для разрешения 8К в играх с поддержкой DLSS (или RT+DLSS). Также отметим поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-разрешение при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технологию снижения задержек Reflex, полезную для киберспортсменов. Разумеется, RTX 4xxx принес нам DLSS 3, но об этой технологии мы поговорим отдельно, когда в свет выйдут соответствующие патчи для популярных и используемых нами игр, а также новые игры с уже реализованной поддержкой DLSS 3. Читать полностью на iXBT.com.